Чушь в массы!
Чушь в массы!

​​Обезглавить, обоссать и сжечь: почему байопик «Князья хаоса» — провал Юнаса Окерлунда

Шведско-американский режиссер, продюсер и клипмейкер Юнас Окерлунд снял байопик о норвежской группе Mayhem и зарождении местной блэк-метал сцены. Отчасти «Князья хаоса» (Lords of Chaos) — это такое «возвращение к корням» и оммаж режиссера юности — в 1983–1984 Окерлунд недолго играл в еще одной знаковой для скандинавской трэш/блэк-метал сцены группе, шведской Bathory, — а отчасти попытка оседлать волну хайпа. Все-таки история о подростках из благополучной Норвегии конца 1980-х — начала 1990-х, о детях, как будто заигравшихся в сатанистов, поджигателей церквей и прочая, давно просилась на экран.

В основу сценария легла книга журналистов Майкла Мойнихэна и Дидрика Сёдерлинда «Князья хаоса. Кровавый восход норвежского блэка» 1998 года (вот она на «Флибусте», нужен VPN; кстати, в теперь уже кажущемся далеким 2013-м я делала короткое интервью с Мойнихэном в преддверии концертов его ансамбля Blood Axis в России — милейший человек). По словам Мойнихэна и Сёдерлинда, большая часть их текста основана на интервью с музыкантами и очевидцами, при этом один из главных участников описываемых событий, Варг Викернес, утверждает, что «подавляющее большинство утверждений, сделанных в этой книге, — или неверные толкования, выдернутые из контекста, или недоразумения, или злонамеренная ложь… или в лучшем случае непроверенная информация». Викернес обвиняет Мойнихэна и Сёдерлинда в том числе в том, что они приписали ему многое, чего он якобы никогда не говорил. Что сказать — записывайте все ходы и храните плёнки, господа журналисты!

Стоит ли упоминать, что фильм Окерлунда заранее охаяли все «истинные» ценители жанра и Викернес лично? Более того, кажется, что режиссер нарочно утвердил на роль молодого Варга американца Эмори Коэна. Нет, ну а как еще потроллить старого неонациста Викернеса, как не отдав роль упитанному еврейскому мальчику? Многие критики закономерно предположили, что Окерлунд вообще решил простебать металлистов и снять пародию/комедию (такую «Смерть Сталина» для блэкарей). Увы. С другой стороны, режиссер честно предупреждает в начале, что фильм «основан на правде… лжи… и реальных событиях». То есть Окерлунд, снявший «Smack My Bitch Up» The Prodigy, «Ray of Light», «Music», «American Life» и «Jump» Мадонны, «My Favourite Game» The Cardigans, «Turn the Page» и «Whiskey in the Jar» Metallica, «Canned Heat» Jamiroquai, «Beautiful Day» U2 и многие другие ставшие классикой видео, сразу дает зрителю понять, что всё, что будет дальше происходить на экране, — исключительно интерпретация событий, художественное кино, по большей части выдумка. Но у мамкиных блэкарей все равно бомбит: всё было не так, полный мискаст, обоссать и сжечь! Вот умора.