my headphones
they saved my life

Заметки Кристины Сарханянц о популярной и не очень музыке

Про книги: @pro4itala

Поблагодарить: https://money.yandex.ru/to/410011343055517 или https://www.paypal.me/vpotemkah

​​Как и обещала, возвращаюсь к Ширли Коллинз и ее альбому Heart’s Ease, который вышел 24 июля и стал вторым в дискографии певицы после Lodestar 2016 года и более чем 35-летнего перерыва в карьере. Не соглашусь с мнением, что Heart’s Ease хоть в чем-то слабее Lodestar, что он менее «экспериментальный» или уступает первому камбэку в мятежности, храбрости, силе духа; или что тот факт, что здесь больше «новых», написанных относительно недавно, то есть не-фолк-песен, делает его менее значимым. Да, на этот раз Коллинз писалась в студии, а не у себя дома, и у нее была настоящая группа, но, главное, у нее по-прежнему было время, чтобы прожить эти песни и не просто спеть их, но выпеть из себя, с помощью одного лишь голоса добавив к заданным сюжетам толику, а где-то и более собственных мудрости и мужества.

За спокойствием и размеренностью, льющимися на слушателя с Heart’s Ease, стоит огромная работа, прежде всего душевная. Так, в интервью Джонатану Виллиджеру для рассылки Tone Glow Коллинз рассказывает о песне Locked in Ice, которую написал ее племянник Баз, покончивший с собой еще в начале 2000-х: «…я всё никак не могла выкинуть эту песню из головы. Пробовала записать ее для Lodestar, но не получилось, поэтому я решила какое-то время пожить с ней. Я постоянно представляла себе этот кораблик, затертый во льдах Арктики, как его носит туда-сюда по воле течений, и он ничего не может поделать, чтобы высвободиться из ловушки. Так что мы сбавили темп. Мне легко представить себя этим несчастным корабликом: унесенным на край света, застрявшим во льдах, — потому что именно так я долгое время себя и чувствовала как певица — удерживаемой вдали от того, что мне на свете милее всего». И кстати, кокетливо добавляет Коллинз, сюжет песни основан на реальных событиях, только случилось это в 1931 году, а не 1831-м, просто она любит старые вещи больше новых и специально «состарила» историю.

В общем, почитайте интервью Коллинз целиком, там еще много таких интереснейших моментов, акцентов, анекдотов и мудрости, рассказов о детских книгах и песнях, путешествиях на поездах и работе с американским музыкальным этнографом и собирателем фольклора Аланом Ломаксом. И, конечно же, послушайте Heart’s Ease с открытым сердцем — альбом обязательно принесет вам заявленное в заглавии душевное равновесие, но не только.

Добавлю сюда напоследок портрет Коллинз (карточка как раз из рассылки Tone Glow), сделанный неизвестным фотографом в конце 1950-х.

​​В этом году слушаю крайне мало новой тяжелой музыки. Отчасти так получается из-за нехватки времени, отчасти — из-за присутствия в жизни и без того сильнейшего перманентного эмоционального перегруза. Тем не менее такая музыка мне по-прежнему интересна и люба, а в отдельные моменты приносит и желанное успокоение, и ясность мысли. Так что спасибо коллегам @nomoremuzak, @herebedocuch, @blackwallru и @meatwagonwheels, что помогают не пропускать заметные релизы прежде всего в черном метале, а также в смежных жанрах — благодаря им, каталогам лейблов и рекомендациям стримингов кое-что удалось нагнать. Вот семь примечательных и попросту обаятельных или симпатичных мне по той или иной причине тяжелых альбомов этого года — по одному на каждый месяц несущегося в бездну 2020-го. Все ссылки, кроме IT, ведут на Bandcamp.

Январь🇨🇭 Paysage d'Hiver — Im Wald. Холодному сезону — «Зимний пейзаж», завывание ветра в будто обгорелых остовах деревьев и треск снега под сапогом. Тобиас Мёкль не то что не удивляет, он вообще не делает ничего из ряда вон, ничего, чего бы от него не ожидали, но при этом его экспрессионистские работы ждешь словно заветный подарок под елью. И когда альбом появляется, даже не особо обращаешь внимание на качество записи или разномастность материала, но ищешь только тебе понятные штуки, знаки, звуки. В Im Wald на поиски таких деталек — добрых два часа: уйти в январский лес и замерзнуть в нем насмерть.

Февраль 🇳🇱 Fluisteraars — Bloem. «Шептуны» из страны Рембрандта записали третий и пока свой лучший альбом. Уважаю и люблю группы, которые не играют с жанром в поддавки, и Fluisteraars на Bloem как раз такие. Плюс дымка думгейза, витающая над альбомом, — заверните.

Март 🇫🇷 Igorrr — Spirituality and Distortion. Фантастика, Игорёк нашел элемент, который по какой-то неведомой причине до сей поры не был представлен в его акустическом бестиарии: «Арабская ноооочь. О, дивный востооооок». Простите! Но да, теперь у в/нас есть еще и авангард-метал ц̶и̶р̶к̶ ̶с̶ ̶к̶о̶н̶я̶м̶и̶ рейв-кабаре с верблюдами. Не зря же уд в студию тащили: послушайте хотя бы «Кунг-фу козу».

Апрель 🇫🇮 Oranssi Pazuzu — Mestarin Kynsi. Про «Оранжевого демона» писала — идите по ссылке и читайте, а я сэкономлю добрую тысячу, а то и две знаков, хе-хе.

Май 🇵🇱 Odraza — Rzeczom. Не скажу, что выдающийся альбом, но мне понравилось: польский язык тут звучит интересно, фонетика-с, бурлит по риффам. Odraza называют себя мразью из краковских подвалов и посвящают Rzeczom самим себе. Они описывают альбом как дневник и в аннотации к записи пишут, что он о мифах, проекциях, масках, страхе, с которым они борются, и наследии, от которого не могут отвернуться.

Июнь 🇧🇪 Neptunian Maximalism — Éons. Артём Абрамов прекрасно описал это двухчасовое трехчастное безумие. Слава Фландрии! Отмечу лишь, что мое знакомство с «культурными инженерами» из Брюсселя состоялось, внезапно, благодаря Spotify — система персональных рекомендаций шарит.

Июль 🇺🇸 Imperial Triumphant — Alphaville. Альбом, который можно смело включать следом за «Эонами». Люди из Бруклина с фамилиями Коэн, Эзрин и Гроховски продолжают лихо спаривать блэкушную и авангардную мерзость с абстрактными джазовыми темами и вариациями — еще бы оно всем не нравилось.

​​Еще одна фестивальная новость: берлинский CTM объявил даты проведения и тему фестиваля 2021 года.

Итак, CTM 2021 Transformation пройдет на разных площадках и в клубах столицы Германии с 22 по 31 января 2021. Организаторы сообщают, что они чуть ли не полностью переосмыслили формат мероприятия, так что подписывайтесь на канал феста @ctmfestival и следите за обновлениями на новом сайте. Будет невероятно интересно, потому что мир уже изменился и продолжает трансформироваться.

#ctm2021transformation

Мои заметки о фестивале этого года можно найти по тегу #ctm2020liminal

Прошлой ночью слушала на повторе второй после более чем 35-летнего перерыва альбом Ширли Коллинз Heart’s Ease, вышедший на лейбле Domino словно подарок великой английской фолк-певицы самой себе к юбилею (5 июля Коллинз исполнилось 85 лет), и параллельно села читать ее интервью Джонатану Виллиджеру для рассылки Tone Glow (да, в 2020-м музыкальные медиа существуют еще и в виде рассылок, и это потрясающий формат, обязательно подпишитесь на Tone Glow).

В интервью — к нему и к Heart’s Ease я вернусь уже в одном из ближайших постов— Коллинз, помимо прочего, рассказывает о последнем концерте, который произвел на нее впечатление, и, по совпадению, на котором она побывала накануне локдауна — о выступлении на юге Англии дублинской фолк-группы Lankum. В частности, Коллинз восхищается вокалисткой Рейди Пит (Radie Peat), которая, по словам гранд-дамы английской народной музыки, обладает невероятным голосом. Я, конечно, сразу включила Lankum и… провалилась. Не знаю, почему до этой поры не слышала их — абсолютно моя музыка по всему. То, насколько бережно они обращаются с традицией и как одновременно делают отдельные народные мотивы своими, ошеломляет. И голос Рейди Пит, разумеется. Чудо, просто чудо.

Группа существует с начала 2000-х, но выпустила всего три полноформатных альбома, причем последние два — Between the Earth and Sky 2017 года и The Livelong Day 2019-го — на лейбле Rough Trade. В марте этого года, буквально накануне локдауна ирландцы сыграли камерный сет с материалом с The Livelong Day для серии Tiny Desk Concert в офисе NPR в Вашингтоне, округ Колумбия. Запись вышла на ютуб-канале NPR в конце мая, а в июне Булат Халилов с @ored_recordings взял у группы интервью. Булат, очень жду этот материал теперь!

ps: «Фольклор» Тейлор Свифт пока не слушала, как и прочее новьё — говорю же: провалилась в Lankum. Впрочем, тут хочется оставить цитату из интервью Коллинз, с которого начался этот пост: “[I] think a lot of people have what I think is a false idea that they’re more creative if they write their own songs. When you hear some of the songs that they write there doesn’t seem to be a great deal of creativity needed. (laughs). Sorry, I’m not really being mean, I’m just… especially when they say “I’ve written a folk song.” No, you haven’t. You can’t!”

pps: выяснилось, что Lankum прежде назывались Lynched, в группе тогда играли только братья-основатели Иан и Дара Линчи (отсюда название), и исполняли они протестные песни, не без punk attitude. Это объясняет 2000 год в качестве точки отсчета в истории коллектива. А собственно группа Lankum в обновленном, расширенном составе и формате появилось где-то в 2014-м и взяла себе нынешнее название в 2016-м. И до кучи: Lankum были заявлены в лайнапе Roadburn 2020, который по понятным причинам перенесен на 2021. Подтверждения выступления группы в Тилбурге в следующем году пока не вижу, но, бернеры, имейте в виду.

Мне пишут, что во вконтактовском и яндексовском сервисах тоже можно подрубить к профилю аккаунт ластика. Пользовалась Я.Музыкой в 2017-и или 2018-м и не помню в приложении для iOS такой фичи. Впрочем, если в Boom или той же Я.музыке можно прямо с телефона скробблить — круто. И еще раз подтверждает тейк, что стриминги к 2020-му выровнялись.

Держу в руках «Новую критику» от @imi_live — увесистый том о современной российской поп-музыке. Спасибо всем причастным — кайфую!

*ищите в книжных с 22 июля

А вот новый альбом Кати Шилоносовой, она же Kate NV, Room for the Moon мне, напротив, очень нравится. Коля Овчинников @voicemedia напрасно язвит, что я решила его проигнорировать: я не игнорирую, а наслаждаюсь! В конце концов, мы тут [в телеграме] не наперегонки музыку слушаем, чтобы потом на-гора выдать какой-то текст. То есть, полагаю, кто-то так делает, но мне данный подход не близок.

Room for the Moon — легкая, светлая, мечтательная, при этом невероятно живая и, пожалуй, самая доступная для широкого слушателя запись Kate NV. Я бы не назвала альбом оптимистичным вслед за Артёмом Макарским @heymaka, написавшим внушительный материал о Room for the Moon для «Афиши Daily». По-моему, в этих песнях наоборот больше грусти, рефлексии, но не давящих, а таких, с пониманием себя, внутренним равновесием, рассудительностью, цельностью. Рассудительность и проходящий через пластинку лейтмотив одиночества, отчужденности, вырванности, впрочем, не мешают Kate NV в меру балагурить и каламбурить, играть в звуки и слова. По прослушивании альбом просится на повтор, а отдельные музыкальные фразы, рефрены и вокализы хочется напевать и насвистывать. Текст тут — часто готовые афоризмы: «Где-то есть на планете планы», «И такой кавардак / Не проверить никак / Что настигнет тебя сегодня», «Где-то никому до тебя нет дела». Про попадание песен Plans и Telefon, откуда процитированы эти строки, в пресловутый дух времени написали, наверное, все, даром что и они, и остальной материал, вошедший в Room for the Moon, написаны, если я правильно понимаю, в 2017–2018, до и накануне релиза предыдущего лонгплея Кати «для FOR». Про вдохновение Кати советской и японской эстрадой тоже, в общем-то, сказано немало, даже в официальном пресс-релизе.

Room for the Moon без сомнения заслуживает внимания и знакомства с ним как можно большего количества соотечественников, хотя наверняка в итоге станет намного популярнее за рубежом. Потому что, как и предыдущий «для FOR», издан на американском лейбле RVNG Intl. и, следовательно, распространяться и продвигаться активнее будет на западе. Так, в связи с релизом у Кати уже вышли интервью на сайтах i-D и The Guardian, плейлисты на BBC Radio 6 и в Crack magazine. Pitchfork выкатил рецензию на альбом с высокой оценкой 8/10, причем ранее назвал сингл Sayonara лучшим новым треком, а клип Павла Клинга на еще один сингл Plans — лучшим музыкальным видео мая. В русскоязычных медиа же пока вышли только интервью в Âught magazine и уже упомянутый текст в «Афише Daily». Мне видится причиной такого расклада когнитивная ловушка: лейбл считает, что усиленно продвигать артиста на его родном рынке странно — вроде медиа и так должны проявлять повышенный интерес, ведь речь о локальном успешном музыканте, а у медиа банально не хватает рук и мозгов и если конкретный журналист или редактор не потянется за работой, то медиа как будто пройдет мимо нее, в лучшем случае альбом попадет в дайджест, да и в том удостоится одной строчки. К тому же около- и профильных площадок у нас не так много, а за музыкальный раздел в них зачастую отвечает единственный редактор, которому надо охватить буквально всё и угодить всем. Важный фактор на самом деле. В общем, надеюсь, что тексты о Room for the Moon на русском в медиа еще появятся и альбом послушают и полюбят если не все, то многие.

https://songwhip.com/katenv/room-for-the-moon

Room For The Moon by Kate NV

Listen to Room For The Moon by Kate NV on any music platform | Free universal music links by Songwhip
| Songwhip

Почему спрашиваю: в момент выхода Fetch the Bolt Cutters в середине апреля Фиону Эппл носили на руках, славили в прессе, блогах и социальных сетях, называли альбом чуть ли не главной и важнейшей поп-записью года, прочили ему не только попадание в чарты, но и долгую счастливую жизнь в сердцах и плейлистах слушателей. Мне новые песни Эппл не понравились: блеклые мелодии, хвилые аранжировки, рваные, резкие, но при этом абсолютно не цепляющие переходы, кошки-собаки орут, ну ладно. Я все равно какое-то время пожила с альбомом, вдумчиво послушала его не один раз в разных ситуациях и настроении. Увы, не сработало ни на каком уровне. Вчера ночью попыталась вспомнить хоть что-нибудь из него — ни-че-го, как же так.

Хорошо, подумала я, может, у меня не срослось с альбомом, а у мира срослось и он запойно слушает Fetch the Bolt Cutters? Посмотрим на статистику прослушиваний, благо у крупнейшего в мире стримингового сервиса Spotify есть фича «слушатели за месяц» (monthly listeners), которая показывает число слушателей конкретного исполнителя за последние 28 дней (цифра постоянно обновляется). У «крестной матери 2019 года» Эппл за месяц 1,7 млн уникальных слушателей. Для сравнения, у The 1975, новый альбом которых вышел в конце мая и который, думаю, не слушают и не будут слушать целиком, но лишь отдельные треки, — 12,9 млн. У The Weeknd — 60,8 млн, у Dua Lipa — 56,5 млн (новейшие альбомы последних вышли в конце марта, их продолжают много слушать). То есть статистика подтверждает, что для «альбома года» Fetch the Bolt Cutters серьезно не добирает популярности у слушателей.

Тем не менее полагаю, что во всевозможных #topofthepops2020, то есть списках лучшего за полугодие, которые уже начали и в ближайшее время еще будут выходить в разных медиа, альбом Эппл заберется высоко.

При этом я согласна, что это заметная работа — Эппл прервала многолетнее молчание и с центральной темой Fetch the Bolt Cutters попала в повестку, — но искренне не слышу в ней шедевра, откровения и что «все по-прежнему без ума от Фионы Эппл».

Опрос выше пусть еще повисит, но любопытно: вспомнил бы массовый слушатель об альбоме и возвращался бы к нему, если бы медиа ему об этом назойливо не напоминали? Кажется, нет.