Тихое Место
Тихое Место

​​«Trout Mask Replica» — сюрреализм в музыкальной форме

Когда у Дон ван Влиета спросили, как его группе удается отыгрывать все инструментальные партии из «Trout Mask Replica», он шуточно ответил: «Мне помогает плеть». Группу, с которой выступал Captain Beefheart именуют как The Magic Band, и если разобраться в том, как записывался «Trout Mask Replica», становится понятно, что без черной магии здесь нельзя было обойтись. Искусствоведы и филармонисты называют этот альбом шедевром, а среднестатистический слушатель находит его невозможным для осмысления.

Будучи ребенком, ван Влиет неоднократно становился героем местных газет благодаря своим умениям скульптора. Интерес к этому делу появился у мальчика еще в трехлетнем возрасте, и будучи уже взрослым, он стал переносить подход к созданию глиняных фигур на музыкальное пространство. Он садился за фортепиано, и начинал интуитивно нажимать на клавиши, с целью подобрать желанную мелодию. Уточнение: Дон ничего не понимал в игре на фортепиано. Рядом стоял барабанщик, который записывал ноты в блокнот, и в дальнейшем передавал их гитаристам и другим музыкантам, зачастую ставя тех в неловкое положение: например, заставляя их отыграть семь нот на шестиструнной гитаре.

Иногда Бифхарт насвистывал мелодии, иногда выделял какие-то моменты из импровизированной игры того или иного музыканта, превращая студийный процесс в поиски неведомо чего. Никто, включая его самого, не имел малейшего понятия, каким должен выйти альбом. В связи с этим, жанровый охват «Trout Mask Replica» зацепил до десяти разных стилей. Ван Влиет – безумный человек, чье желание властвовать над процессом записи дошло до абсурда: он специально набрал в группу тех, кем проще было бы манипулировать, раздал участникам глупые прозвища, и заперся с ними в доме на целый месяц, выпуская их оттуда только по крайней нужде. При записи песен он игнорировал любые правила игры в тональность или в ритм, из-за чего может показаться, что в одночасье играет сразу две, или даже три разных композиции.

Бифхарт успел достать даже самого Фрэнка Заппу, а психа, большего чем виртуоз-Заппа, нужно было ещё поискать. Вокальные партии для альбома записывались без использования наушников – ван Влиет предпочел слушать едва доносившиеся инструментальные записи из контрольной комнаты, из-за чего его голос зачастую не попадал в ритм.

Это сложно назвать музыкой. Это какофония, которая открыла ранее невиданные приёмы и целые миры, вдохновившие таких уникальных творцов, как Том Уэйтс, Дэвид Линч или Пи Джей Харви. Это признанный узким кругом слушателей шедевр, который невозможно повторить, и лучше даже не пытаться.

PS. Псевдоним «Бычье сердце», Дон выбрал себе из-за одной мерзкой истории из детства. Когда он был в гостях у своего дяди, то наблюдал за ним дикую привычку постоянно обнажаться перед своей женой, и ходить в уборную, не закрывая за собой дверь. Как только он слышал, как мимо него проходит жена, он вслух сравнивал свой пенис с «большим бычьим сердцем».

VK