я просто текст
я просто текст

На прилавках книжных уже должна была появиться новая ккнига Александра Эткинда (о котором я тут как-то писал и даже брал у него интервью). Книга называется «Природа зла. Сырье и государство». Издательство «НЛО» попросило написать для нее так называемый блерб; я, разумеется, написал сильно больше, чем надо для задней обложки или где они там располагаются. Ну зато можно повесить полный текст сюда.

Лес, нефть, шерсть, картофель — все эти обыденные спутники и обеспечители современной жизни в новой книге Александра Эткинда становятся игроками большой истории, полноценными актерами на политической сцене, а вовсе не только ее декорациями. Эткинд — мастер находить глубокое в (мнимо) очевидном и парадоксальное в обыденном, и здесь есть множество замечательных наблюдений: и о том, как чай и сахар создали буржуазию, и о том, как сырьевая смена вех определила победу неолиберализма над социал-демократией, и о специфической природе современного российского режима: «паразитического» государства, которое из-за сырьевой ренты фактически не нуждается в своих гражданах.

Впрочем, как мне кажется, ключевое значение этой книги для российского читателя — в другом. На русском языке почти не говорят и не пишут о глобальном изменении климата — то, что на Западе давно признано ключевым историческом сюжетом настоящего и будущего, здесь даже не является предметом для обсуждения, хотя Россия уже испытывает на себе последствия экологических трансформаций. Эткинд нарушает этот заговор молчания — и хочется верить, что его голос окажется услышанным. Тем более что сценарий, который предлагает «Природа зла», в некотором роде даже можно счесть оптимистичным: мир неизбежно изменится — потому что иначе он просто погибнет.

Дальше важное дополнение. Я знаю, что Эткинда нередко критикуют — главным образом за фактические ошибки в деталях или не только в них. Судя по всему, ему свойственно такие ошибки допускать; вполне вероятно, найдутся они и в новой книжки. Конечно, ничего хорошего в этом. Но, как говорится, любим мы его не за это. То есть я вообще не уверен, что назвал бы Эткинда историком — хотя он себя, может, и назвал бы. Мне в его книгах интереснее всего некий полет мысли, умение увидеть неочевидные связи между далекими на первый взгляд вещами, сконструировать какие-то парадоксальные построения, которого тебя самого вдохновляют интереснее думать. То есть это больше такая интерпретационная, критическая деятельность, чем собственно историческая. Конечно, из этого не следует, что можно сколько угодно допускать ошибки, но тем не менее. Я недавно прочитал биографию Фуко (довольно сомнительную, увы; все никак не успеваю тут написать) — ну и там, среди прочего, сообщается, что почти каждую его книгу специалисты по тем или иным эпохам тоже критиковали. Понятно, что Эткинд — не Фуко. Но, конечно, метод у него похожий; и думает он интересно.

В этом смысле, кстати, новая книжка — точно не лучшая у него, потому что в ней-то основной сюжет довольно очевидный, и пафос тоже понятный. Культура неразрывно связана с натурой, политика — с ресурсами; современная карта мира и современные конфликты во многом определены тем, на каком топливе работает наша цивилизация; климатический кризис это все неизбежно кардинально изменит. Все это наверняка вполне мейнстримно, да еще и грантоемко. Но тут — см. выше. Про это мало говорят на русском, про это нужно говорить на русском, спасибо Эткинду, что он это делает.

https://www.nlobooks.ru/books/otdelnye_izdaniya/21570/