Полка
Полка

Смерть появляется уже на первой странице первой повести Толстого: воспитатель Карл Иваныч убивает муху над кроватью мальчика Николеньки, а тот через минуту пересказывает (точнее, на ходу выдумывает) сон о смерти матери. За этим последуют настоящая смерть матери в финале «Детства», три варианта ухода из жизни — барыни, мужика и дерева — в рассказе «Три смерти», гибель князя Андрея в «Войне и мире», агония Николая Лёвина в «Анне Карениной», самопожертвование героя рассказа «Хозяин и работник» — и повесть «Смерть Ивана Ильича». Если можно представить себе «Русскую книгу мёртвых», по аналогии с тибетской или египетской, её автор, без сомнения — Толстой https://polka.academy/articles/537?block=2112

https://polka.academy/articles/537?block=2112

Что говорится о смерти в других произведениях Толстого?

Смерть возникает уже на первых страницах первой повести Толстого «Детство»: её главный герой Николенька рассказывает своему учителю Карлу Ивановичу выдуманный им сон — ему будто бы снилось, что маменька умерла. «Детство» заканчивается настоящей смертью матери, которая заставляет Николеньку испытать «самолюбивое чувство: то желание показать, что я огорчён больше всех, то заботы о действии, которое я произвожу на других, то бесцельное любопытство, которое заставляло делать наблюдения над чепцом Мими и лицами присутствующих. Я презирал себя за то, что не испытываю исключительно одного чувства горести, и старался скрывать все другие; от этого печаль моя была неискренна и неестественна» (тонкий психологический анализ, который отзовётся впоследствии в первой главе «Ивана Ильича»). В рассказе «Три смерти» (1859) Толстой приходит к мысли о том, что у смерти есть своего рода градации качества — она может быть в большей или меньшей степени правильной, достойной и справедливой: здесь противопоставлены уезжающая в Италию…
| Полка