«Полка» Вконтакте: https://vk.com/polka.academy

Михаил Бахтин в статье «Формы времени и хронотопа в романе» так говорит о герое плутовского романа: «Ни с одним из существующих жизненных положений этого мира они не солидаризуются, ни одно их не устраивает, они видят изнанку и ложь каждого положения». Именно это свойство Сандро из Чегема оказывается залогом его выживания. Он не ввязывается в войны, просто ловко выживает в кровавой бойне. Он не становится ни жертвой, ни палачом в годы репрессий: просто уезжает в деревню, чтобы пересидеть бури в стороне. В этом и его родство с прочими пройдохами, от Фигаро до Швейка и от Хлестакова до Остапа Бендера. https://polka.academy/articles/563?block=3082

https://polka.academy/articles/563?block=3082

Почему Искандер называл «Сандро» плутовским романом?

В предисловии к первому советскому изданию 1989 года Искандер прямо пишет, что «начинал писать «Сандро из Чегема» как шуточную вещь, слегка пародирующую плутовской роман. Но постепенно замысел осложнялся, обрастал подробностями, из которых я пытался вырваться на просторы чистого юмора, но вырваться не удалось». Сама по себе сюжетная схема плутовского романа — похождения повесы, который находит выход из самой фатальной ситуации, — действительно сохранена. Дробная композиция (рассказы о приключениях, не связанные между собой) тоже отчасти оттуда. Но главное, что взято здесь из плутовского романа, — типаж главного героя, пикаро, жулика и пройдохи. Михаил Бахтин в своей статье «Формы времени и хронотопа в романе» даёт такую характеристику: «Ни с одним из существующих жизненных положений этого мира они не солидаризуются, ни одно их не устраивает, они видят изнанку и ложь каждого положения». Если её применить к Сандро — станет понятно его родство с прочими пройдохами, в диапазоне от Фигаро до Швейка и от Хлестакова…
| Полка

Редактор «Полки» Лев Оборин поговорил с литературным критиком и нашим экспертом Галиной Юзефович о том, какие произведения не нужны в школьной программе по литературе, как роман Пелевина превращается в исторический источник и почему век литературных премий заканчивается.

«Единственная нормальная реакция, которую выдает условный 15-летний человек на условного «Ионыча»: «Со мной этого вообще никогда не случится. Это не про меня. Это просто история про плохого, бессмысленного человека». И потом люди живут с убеждением, что Чехов — это тоска».

http://ug.ru/archive/78209

Галина ЮЗЕФОВИЧ:

Галина Юзефович самая востребованная из современных литературных критиков в России: на ее лекции приходят толпы, ее статьи собираются в успешные книги, а в Москве только что открылось книжное кафе, где выбор книг построен на ее рекомендациях. А еще Галина мать двоих школьников, изучающих в том числе и литературу. В эксклюзивном интервью «Учительской газете» она рассказала о том, как может измениться подход к этому школьному предмету. Мы выяснили, правда ли, что молодежь не читает, и узнали ее мнение о том, почему литературные премии утрачивают связь с реальностью.
| ug.ru

Поговорил с Галиной Юзефович о том, что не так со школьной программой по литературе, почему миф о нечитающей молодежи вреден и почему буккроссинг не работает как социальная служба. Спасибо Галине за интервью, а Арслану Хасавову и Борису Кутенкову за предложение его сделать!

http://ug.ru/archive/78209

Галина ЮЗЕФОВИЧ:

Галина Юзефович самая востребованная из современных литературных критиков в России: на ее лекции приходят толпы, ее статьи собираются в успешные книги, а в Москве только что открылось книжное кафе, где выбор книг построен на ее рекомендациях. А еще Галина мать двоих школьников, изучающих в том числе и литературу. В эксклюзивном интервью «Учительской газете» она рассказала о том, как может измениться подход к этому школьному предмету. Мы выяснили, правда ли, что молодежь не читает, и узнали ее мнение о том, почему литературные премии утрачивают связь с реальностью.
| ug.ru

Леонид Парфёнов выпустил первую серию обновлённого проекта «Намедни» — про 1946 год. Три литературных сюжета выпуска — постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград», запустившее травлю Зощенко и Ахматовой, запрет песни на слова Исаковского — и, по контрасту, карьера Сергея Михалкова как баснописца.

То, без чего нас невозможно представить, ещё труднее — понять.

https://www.youtube.com/watch?time_continue=12&v=Ze-pAL5FYUY

НАМЕДНИ-1946: Холодная война. «Москвич». Враги Ахматова и Зощенко. Эвита. Золотые зубы

Оформляй карту Alfa Travel Visa и получи 1000 бонусных миль: http://alfa.link/RCWg Большинство россиян чувствуют по-настоящему «своей» историю от времени пос...
| YouTube

Как настоящий герой эпоса, Сандро всё видел, всех знал и поучаствовал во множестве важных исторических событий. В самом начале романа Искандер прямо указывает возраст героя: «Дядя Сандро прожил почти восемьдесят лет». Самые ранние события в книге — встреча Сандро с принцем Ольденбургским: это реальное историческое лицо, в 1903 году Александр Ольденбургский открыл курорт в Гаграх. Если Сандро встречался с ним (уже молодым человеком) примерно в это же время — то получается, что родился он где-то в 1880-х, а умер в 1960-е — когда Искандер начинает работу над романом. https://polka.academy/articles/563?block=3080

https://polka.academy/articles/563?block=3080

Как биография Сандро соотносится с историей XX века?

Особенность «Сандро» — сочетание исторической и географической конкретики и фантастики: бытовая сценка игры в нарды сочетается с эпическим жестом героя, скачущего на коне через головы игроков. Касается это и возраста главного героя: с одной стороны, истории о нём расположены не в хронологическом порядке, с другой — он принимал непосредственное участие в неправдоподобно большом числе исторических событий. Вместе это создаёт эффект нереальности героя: как будто он бессмертен, живёт на земле минимум сотню лет и, как персонаж какого-нибудь «Интервью с вампиром», помнит и Средние века, и Французскую революцию. При этом в самом начале романа, буквально в первой же фразе, Искандер прямо указывает возраст героя: «Дядя Сандро прожил почти восемьдесят лет». Самые ранние исторические события, описанные в книге, — новелла о принце Ольденбургском, но время её действия Искандер не указывает. Читатель вполне может интуитивно отнести действие к любому периоду с середины XIX века до 1917 года: сам титул принца звучит архаически.…
| Полка

Вчера пропустили незаметный юбилей — 135 лет со дня рождения Александра Беляева. В нашем списке «Новые функции сказки» есть его роман «Человек-амфибия», но мы любим и «Продавца воздуха», и «Голову профессора Доуэля», и даже пламенно-коммунистические «Прыжок в ничто» и «Звезду КЭЦ». Даже в русской фантастике мало кто умел мечтать так, как Беляев, но и трезвость относительно человеческой природы была ему свойственна.

https://polka.academy/lists/124

На «Годе литературы» о Беляеве пишет Александр Ржешевский: «Пожалуй, ни один из фантастов не имеет столь впечатляющего списка открытий, воплотившихся не просто в чертежах, но и реально изменивших жизнь человечества».

https://godliteratury.ru/projects/syn-svyashhennika-predskazyval-budushhee

https://polka.academy/lists/124

Новые функции сказки

С установлением советской власти, после тягот революции и Гражданской войны, литература ищет в сказочных, экзотических мирах романтику, идеализм и счастливые развязки (всё то, чего не хватает в новой реальности). Оптимизм «Трёх толстяков», сентиментальность «Алых парусов» и «Человека-амфибии», который уже читается как горькая притча, подготовили почву для совсем не радостных, прозрачных аллегорий Шварца, который использовал сказочные декорации, чтобы эзоповым языком препарировать террор в «Драконе» и «Тени».
| Полка