Рассказываю для Ножа о книжке историка искусства Маргареты Фёрингер «Авангард и психотехника: наука, искусство и методики экспериментов над восприятием в послереволюционной России» (НЛО). Исследовательница в конце книжки говорит, что если бы не сталинские репрессии все психотехники пошли бы в массы, сомневаюсь. Посмотрите, что придумали и хотели применять ко всем в 1920-е советские художники и ученые:

— Психотехническая лаборатория архитектуры Николая Ладовского: протестировали Ле Корбюзье, тот не дотянул по показателям до планки советского архитектора.

— Режиссер Всеволод Пудовкин снял документальную лента «Механика головного мозга», посвященную рефлексам. На экране дети, обезьяны, собаки и лягушки. Основной сюжет — опыты над животными.

— Психолог Ле Выготский придумал умные эмоции, которые человек получает от восприятия искусства.

— Психиатр Владимир Бехтерев работал над обменом мыслями внутри коллектива.

— Александр Богомолец работал над способами омоложения. К 1941 году он создал антиретикулярную цитотоксическую сыворотку (АЦС) — препарат, призванный, в первую очередь, продлить жизнь Сталина.

— Адександр Богданов переливал кровь одновременно между двумя пациентам и сам погиб в после одной из процедур.

— Врач Сергей Юдин переливал трупную кровь, поспособствовал созданию в СССР банка крови.

Биолог Илья Иванов хотел провести искусственное осеменение самок шимпанзе спермой человека. Но в Африке не нашлось нужного количества половозрелых подопытных животных.

— Генетик Александр Серебровский решил создать генофонд пролетариата.

— Биолог Эммануил Енчмен в 1919 году предлагал запустить систему физиологических паспортов для всех людей. Подробнее — в этой длинной статье
https://knife.media/psychotechnic-1920/

https://knife.media/psychotechnic-1920/

Кровь за кровь, психоанализ архитектуры и механика головного мозга: какие психотехники 1920-х объединяли ученых и художников, создававших нового советского человека

Новое сознание для нового общества.
| Нож