Меньше ссылок — больше мыслей.

У микрофона Костя @gorskiy, Design Manager в Intercom, экс-дизайн-директор Яндекса. Пишу про дизайн, продуктивность и жизнь для того, чтобы помогать всем узнать о дизайне больше и стать лучше.

Я никогда не считал себя умнее ребят, которые работали рядом со мной. Я никогда не боялся нанимать людей умнее себя. Главное, тут не должно быть преклонения перед авторитетами.

Из того, что человек умнее тебя, и ты знаешь это, вовсе не следует, что он не может ошибаться. То есть это ощущение, что любой человек может говорить глупости, даже гений, — очень правильное. Более того, важно уметь признавать свои ошибки. Я почти каждый день пишу письма вроде: «Извините, ступил». Это освежает.

Можно стыдиться, но нельзя скрывать свои ошибки. Когда ты все время все знаешь, ты все время самый умный, то тебе, во-первых, очень грустно, а во-вторых, у тебя все время кислая морда, все время тяжелый хмурый взгляд из-под насупленных бровей. Все очень мрачно. А когда ты чего-то не знаешь — тебе хорошо, ты все время радуешься новому.

С одной стороны, я допускаю, что можно быть «умным человеком и думать о красе ногтей», в том смысле, что можно и дело делать, и увлекаться наукой «о том как делается дело». С другой, книжки на эти темы иногда приводят меня в глубокое уныние. Если у человека есть продукт, и он рассказывает про него, — это одна история. А когда он говорит, что вот у нас нет продукта, зато мы работаем по скраму, — это плохой знак.

Нельзя делать лажу со словами, что ее можно прогнать для лажовой аудитории. Надо делать максимально хорошо под самую взыскательную аудиторию.

Преимущество — это вещь не статическая. Ничего нельзя сделать и потом почивать на лаврах. Всё, что вы сделаете, будет мгновенно достигнуто и превзойдено. Преимущество — это движение, постоянная работа.

Чувство спешки обязательно должно быть, без него вообще ничего сделать нельзя. Если нет ощущения «либо сейчас, либо никогда», то, скорее всего, вы будете не первые. И даже не вторые.

Депрессия происходит со всеми, если тот или иной твой продукт не востребован. Такое может происходить по двум причинам: первая — это когда ты не можешь эту востребованность угадать или твой продукт ненадлежащего качества; а вторая причина — это когда кто-то делает лучше, чем ты. Что делать в таких случаях? Все стандартно — улучшать продукт или начинать делать другой.

Работать в Яндексе всегда было в чем-то сложно, а в чем-то легко – в чем-то тревожно, а в чем-то радостно. Тревожно, потому что ты понимаешь, что все это очень хрупкое и в любой момент может прерваться. А радостно, потому что ты чувствуешь, что это станет востребованным, и оно становится.

Человек богат настолько, насколько чувствует себя богатым. Вот у меня была возможность купить ребенку шоколадную пасту, которая прежде была ему недоступна, — и это делало меня богатым. В этом смысле мы все уже богаты, если можем позволить себе такое чувство богатства. И не важно, сколько ты даешь, раз делишься — значит, богатый.

Деньги сами по себе не конвертируются в благотворительность. Нельзя просто стать на углу и раздавать деньги — это бессмысленно. Если не создашь работающий механизм благотворительности, ничего не добьешься. Нужна действующая структура, стратегия, технология. Это все работа.

Я не религиозный человек, но думаю, что если поступаешь правильно, награда будет. А что такое «правильно»? Правильно поступать не так уж трудно — надо просто поставить себя на место другого человека, почувствовать то, что он чувствует. И сделать это надо быстро, сразу, мгновенно. Почувствуешь — и поступишь правильно.

Меня в детстве научили не стремиться быть крутым. Моя цель всегда заключалась в том, чтобы быть totally uncool, но таким, который внутри на самом деле понимает, что он-то как раз и круче всех.

* * *

Ссылки на оригинальные материалы:
http://www.lookatme.ru/mag/archive/experience-interview/109429-segalovich
https://www.kommersant.ru/doc/1830557
https://snob.ru/selected/entry/52950
https://www.youtube.com/watch?v=sby-SvPBuXM

А вот яндексовская страница памяти:
https://iseg.yandex.ru

Похожий пост уже публиковал раньше, в 2017-м, но почему бы не повторить.

Сегодня, 13 сентября 2019, Илье Сегаловичу исполнилось бы 55 лет.

Одна из самых больших удач в моей жизни — то, что мне повезло быть с ним лично знакомым и даже чуть-чуть поработать вместе над дизайном поиска. Еще мы вместе ездили на фестиваль Burning Man, но это другая история. Илья безусловно, без всяких преувеличений, один из самых великих людей, про которых мне вообще известно. Человек, просто глядя на которого, я очень-очень многому научился.

Сегодня вместо поста — цитаты из разных интервью и лекций Ильи — его правила жизни.

Тут такое дело, в конце августа мы запустили микро-сайт про нашу дизайн-команду: intercom.design.

Само по себе это не было бы такой уж новостью — сейчас многие компании делают лендинги, на которых рассказывают о своих дизайн-командах и выкладывают статьи и доклады о дизайне. Навскидку могу вспомнить
- airbnb.design,
- uber.design,
- design.google,
- facebook.design,
- spotify.design,
- medium.design,
- dropbox.design,
- slack.design,
- amazon.design,
список можно продолжать.

А вот интересное. Мы сделали то, чего мне нигде ещё не встречалось — выложили в открытый доступ наши внутренние документы и материалы. Большинство из этого никогда ранее не публиковалось.

Вы про это часто спрашивали. Теперь могу не просто ответить что-то общими словами, а дать ссылку на подробные документы.

1. Принципы, которыми мы руководствуемся в продуктовой работе. Это наши самые главные правила жизни, которые упрощают принятие решений и помогают не спорить бесконечно об одном и том же. Распечатаны и висят на стене каждой переговорки во всех офисах. Время от времени мы их пересматриваем, так как компания быстро растёт и процессы и приоритеты меняются.

2. Описание нашего дизайн-процесса.

3. Рекомендации по хорошему UI. Памятка самим себе, чтобы в горячке размышлений о продукте не забыть об основах дизайна интерфейса.

4. How designers have impact. Не знаю даже, как это точнее перевести на русский. Что-то вроде нашей философии о том, как дизайнерам показывать максимальный результат. Как работать над тем, что запустится в продакшен. Как запускать решения, которые действительно что-то меняют в жизни людей и влияют на бизнес. И как наращивать масштаб этого влияния.

5. Уровни продуктовых дизайнеров и дизайнеров контента. Один из самых важных внутренних документов для наших дизайнеров — подробное описание того, какие уровни у нас есть и что ожидается от дизайнера на каждом уровне. Кстати, некоторое время назад в нашем блоге публиковались также уровни продакт-менеджеров.

Зачем мы всё это выложили? Потому что хотим помогать индустрии, потому что будем рады услышать фидбек и потому что хотим, чтобы вы лучше узнали, как мы живём и работаем.

Вдруг вы захотите не просто об этом прочитать, а посмотреть изнутри и поучаствовать в создании следующих версий — нам сейчас как раз нужны дизайнеры и руководители в Дублине и Сан-Франциско. Все актуальные вакансии тоже есть на страничке, в самом низу: intercom.design.

https://www.intercom.com/blog/intercom-product-principles/

Foundations to build on: Intercom's principles for building product | Inside Intercom

Principles are a way of encoding successes, encouraging behaviors that lead to positive outcomes. Here are the principles we use to build great product.
| Inside Intercom

Этот видос я посмотрел не одну сотню раз, хотя уже тогда были написаны эссе о том, что будущее вряд ли будет состоять из одних только прозрачных тач-скринов (есть и перевод на русский). Интересно, что в видео Microsoft вовсю топит за флэт-дизайн, и это в 2009 году — за четыре года до выхода «плоской» iOS 7.

Кто же мог подумать, что будущее окажется не совсем таким, как в дизайнерских видео.

В 2019-м мы оказались в мире, где нет ховербордов и самозавязывающихся шнурков. Вместо этого почти каждый день в новостях о технологиях пишут об очередной утечке пользовательских данных или о том, что данные продавались третьим лицам. Сомнительное регулирование, странные законы, скандалы и информационные войны, фейковые новости, враньё, тролли стали нашей нормой. Сериал «Чёрное зеркало» тоже появился не на пустом месте.

Даже недавний пример: стремительно взлетевшее в топы по всему миру приложение FaceApp (Ярослав, неистово поздравляю!) заинтересовало многих не столько технологией состаривания лица на фотографии, сколько тем, что могут делать создатели с базой данных в миллионы лиц и безопасно ли им своё лицо показывать.

Я вовсе не призываю переставать пользоваться новыми технологиями или работать над ними. С удовольствием и сам работаю. «Прогресс неостановим». Но в 2019-м году мы, дизайнеры, обязаны подумать не только об основном сценарии использования продукта, но и о возможных «побочных эффектах».

Что будет с продуктом, если им воспользуются не совсем так, как нам бы хотелось? Каким может быть самый скандальный и злонамеренный вариант использования продукта? Какими тогда будут пользовательские сценарии, а какими будут сценарии троллей? Можем ли мы предусмотреть какие-то предохранители на этот случай?

Какое-то время в качестве тестового задания продуктовых дизайнеров в Интеркоме мы предлагали придумать и нарисовать, как должно работать редактирование твитов — функция, которой в Твиттере всё ещё нет. И интересен тут, конечно, не столько сам интерфейс, сколько то, как продукт будет справляться с разными вариантами манипуляций. Об этом мы писали прямо в тексте задания: что, если политик запостит что-то в Твиттер, получит много лайков и ретвитов, а потом отредактирует твит на прямо противоположный по смыслу?

Мы живём в такое время, когда создавать продукт с одними только благими намерениями уже нельзя. Нужны ещё и здоровый скептицизм, и надёжная система предохранителей.

Когда мне кто-нибудь начинает с улыбкой рассказывать, как технологии (или дизайн) спасут мир, мне хочется спросить, всё ли у этого человека в порядке.

А ведь когда-то я тоже был технологическим энтузиастом.

В детстве одной из любимых книжек была «Энциклопедия профессора Фортрана» — добрый комикс, где гусеница, воробей и кот жили в прекрасном мире, наслаждаясь чудесами прогресса информатики.

В студенческие годы мы участвовали в конкурсе техно-энтузиастов Imagine Cup, в котором команды студентов-оптимистов придумывали, как спасти мир с помощью технологий Microsoft.

Потом часами залипал на майкрософтовские же ролики future vision:

Это очень важный для меня пост.

Канал «Дизайн и продуктивность» меняется. Посты теперь будут выходить гораздо-гораздо реже. Даже реже, чем сейчас. А ещё в канале больше не будет возможности стать спонсором поста.

Но обо всём по порядку.

Есть такие люди: некоторые называют их «лидерами мнений», кто-то — «евангелистами». Они ездят, кажется, на все конференции, какие бывают, и часто выступают с докладами. Ведут блоги, рассылки, подкасты и курсы. Пишут книги. Охотно делятся знаниями, двигают индустрию вперёд. Вы их знаете, конечно, же. Alan Cooper, Donald Norman, Jesse James Garrett, Peter Merholz, Luke Wroblewski, Jared Spool, Julie Zhuo и многие-многие другие. В России такие тоже есть, их вы и подавно знаете.

Что объединяет этих людей, помимо того, что они много выступают? Они редко оказываются по-настоящему сильными профессионалами в той области, про которую рассказывают. Как-то так получается, что самые сильные дизайнеры заняты дизайном. Самые сильные руководители строят космически крутые команды. А самые сильные «лидеры мнений» — ездят по конференциям и раздают интервью. Это просто немного разные специализации. Никакая из них не лучше и не хуже других, они все нужны, все важны, но они разные.

В прошлом году отчётливо стал чувствовать, что начинаю превращаться в такого «лидера мнений». Но только мне намного интереснее по-настоящему строить команду и создавать продукты, чем про это писать.

Мне казалось, что ведение канала требует не так уж много времени — 3-4 часа в выходные, чтобы написать пару постов на предстоящую неделю, и ещё пара часов на самой неделе, чтобы эти посты отредактировать и выпустить. С другой стороны, эти часы надо где-то находить. К тому же и в остальное время мысль про канал крутится в голове постоянно. Чуть ли не во всех рабочих разговорах, во всех новостях индустрии начинаешь присматриваться к потенциальным темам для постов. В самолётах, вместо того, чтобы думать над личными целями, как это всегда делал раньше, приходится писать черновики постов.

В начале этого года случился первый большой перерыв — между 27 декабря и 26 февраля в канале вышел только один пост. А я почувствовал, насколько больше у меня остаётся энергии и внимания для основной работы.

Я не планирую исчезать совсем. Надеюсь, время от времени здесь будут появляться новые посты. Но только тогда, когда буду хотеть чем-то поделиться настолько, что не смогу удержаться, чтобы не написать. Сегодня вот как раз такой случай.

Что же до спонсоров, то общение с ними требует, помимо прочего, твёрдого обещания выпустить пост в определённый день. Мне больше таких обещаний давать не хочется, поэтому впредь обойдёмся без спонсоров.

Спонсор поста

Этим летом Яндекс.Маркет запускает оплачиваемые стажировки для дизайнеров из Москвы, регионов и ближнего зарубежья. С 1 июня по 31 августа день за днём мы будем посвящать стажеров в дизайн и знакомить их с созданием e-commerce сервисов. Это возможность по-новому посмотреть на свои знания и получить предложение о работе. Отправить тестовое задание нужно до 13 мая. Подробности — http://designsummer.ru