Телеграм-канал «Cultpop»

Cultpop

@cultpop

22910 members

Культурно-популярный канал о литературе

Другие каналы наших авторов о текстах: @mustreads, @storytellerscorner

По рекламе: @daniltann

Написать в редакцию: mazdrid@gmail.com

Удивительно, что Задорнов читал Уоллеса (да ещё и в оригинале, видимо, т.к. русский перевод вышел только в этом году). Воровать шутки, конечно, нехорошо, но всё равно впечатляет!

Донной Тартт («Щегол», «Тайная история», «Маленький друг») восторгаются многие критики. Но почитайте хорошую критическую статью про неё. Мы не согласны с большинством её тезисов, но многое по делу.

«Если же вы фанаты Тартт, то вам тем более стоит почитать этот еретический текст: вы лишь укрепитесь в вашей любви к писательнице. Ну а если вы вообще не читали Тартт, то можете считать эту статью кратким путеводителем по ее творчеству».

gorky.media/context/donna-tartt-kak-etalonno-plohaya-pisatelnitsa/

https://gorky.media/context/donna-tartt-kak-etalonno-plohaya-pisatelnitsa/

Донна Тартт как эталонно плохая писательница

Книга хуже: ругаем «Щегла» и его автора
| «Горький»

Отличная подборка документальных фильмов про писателей: Ерофеева, Томпсона, Берроуза, Сонтаг, Соколова, Пелевина, Сорокина и других.

bmjournal.ru/12-dokumentalnyix-filmov-o-pisatelyax

https://bmjournal.ru/12-dokumentalnyix-filmov-o-pisatelyax

12 документальных фильмов о писателях

Отец битников, мать колумнисток и ускользающий Пелевин
| Bookmate Journal

Один из лучших и самых информативных текстов про "Преступление и наказание" - материал Льва Оборина на "Полке" (да, наша редакция не впервые рекомендует этого замечательного литературного критика и поэта): polka.academy/articles/627

Если бы в школе так преподавали это произведение, намного больше людей его бы прочли. Материал длинный и отвечает на самые разные вопросы: от исторической подоплеки и прототипов персонажа Родиона Раскольникова до мнения о книге современников и коллег по писательскому цеху (интересно, что Бунину и Набокову роман категорически не понравился), от отсылок к разным течениям общественной мысли второй половины XIX века до анализа сна об убийстве лошади, одного из самых известных снов в истории литературы.

PS. Здесь должны быть размышления о том, как повезло интеллектуалам 1860-х: они имели удовольствие читать в одних и тех же "толстых журналах" параллельно печатавшиеся частями новые главы "Преступления и наказания" и "Войны и мира". Пожалуй, это время было пиковым в развитии русской литературы.

https://polka.academy/articles/627

Преступление и наказание

Роман с криминальным сюжетом и глубокой религиозно-философской подоплёкой. Достоевский размышляет о пагубности гордыни и показывает, что преступление не может быть залогом величия.
| Полка

Отличное эссе о языке литературной критики на Lithub: gorky.media/context/keruak-berrouz-otets-minaeva-i-dedushka-padonkaff

Текст написан на английском. Приведём ниже краткий пересказ на русском этого текста от Льва Оборина, поэта, переводчика и литературного критика.

«Это своего рода упражнение в формальном литературоведении: разбираются основные риторические приемы рецензентов. Кто-то с самого начала пересказывает сюжет, кто-то пускается в описание своих читательских ощущений: «Читая новый роман Берил Бейнбридж, я вдруг поняла, что от смеха у меня по щекам потекли слезы». Кто-то сразу выдает готовые формулировки: «Опубликованный посмертно роман покойного Джеймса Джонса отличает атмосфера смерти, отчаяния, безумия и безнадежности». Кто-то апеллирует к читателю: «Вряд вам придет в голову искать остроумие и поэзию в истории умственно отсталого балканского крестьянина с глазами навыкате, который 13 лет кряду мастурбирует в свинарнике…» Ну и так далее.

«То, как вы начинаете рецензию, определяется вашим подходом — и к роману, и к самому ремеслу рецензента», — пишет Уилмерс и напоминает, что мировоззрения писателя и критика не обязаны совпадать.

А еще есть издатели — которые не стесняются просить рецензентов проявлять доброту: «к старому писателю, потому что он старый, к молодому писателю, потому что он молодой, к английскому писателю, потому что он английский… а не американский или немецкий, к другим — потому что они черные или белые, женщины или мужчины, или вообще эмигранты из Советского Союза».

В результате опять-таки образуются особые риторические фигуры — связанные больше с экономикой книжной индустрии, чем собственно с книгами. В других случаях играет роль площадка:

«Чем умнее журнал, тем скромнее кажется критик. Критики в популярных газетах часто — и обоснованно — заявляют, что кроме них, никто из читателей не слышал о тех или иных писателей, а значит, он должен говорить о их прямо, без экивоков».

Наконец, чем дальше мы уходим от эпохи модернизма, тем меньше рецензентам нравятся символы и аллюзии — и тем охотнее они ищут в книгах моральный урок. В итоге от эссе Уилмерс остается ощущение некоего огороженного пустого пространства, о которое ударяются стрелы критических статей. В этом пространстве и должен находиться, собственно говоря, роман».

https://gorky.media/context/keruak-berrouz-otets-minaeva-i-dedushka-padonkaff/

Керуак, Берроуз, отец Минаева и дедушка падонкафф

Лучшее в литературном интернете: 11 самых интересных ссылок недели
| «Горький»

Интересная подборка высказываний экспертов о том, чего не хватает современной русской литературе: youtu.be/GseLGm21E8A. Присоединяемся практически ко всем высказываниям.

И вот ещё одно категоричное, но дельное критическое высказывание про то, что в русской литературе толком не осмыслен ни модернизм, ни жанры, пришедшие ему на смену: t.me/slowlearner/744

О современной литературе для мастерской прозы "Фейсбука недостаточно"

Мастерская "Фейсбука недостаточно", осень 2019
| YouTube

Еще немного о Сорокине. Вот отличный материал с подборкой мнений о работах разных этапов жизни этого писателя, а еще с воспоминаниями самого Сорокина об истории появления "Нормы", "Дня опричника", "Манараги" и других его книг.

kommersant.ru/doc/4073191

https://www.kommersant.ru/doc/4073191

Путешествие в классики

«Сорокин трип», Сорокин и другие о романах Сорокина
| www.kommersant.ru