Книги жарь
Книги жарь

#morning_grill Какой должна быть первая фраза

Но рассказы в каком-то смысле и есть шлюхи; одноразовое свидание, любовь на одну ночь. Роман — это уже долгосрочные отношения. Здесь, как мне кажется, читателя подцепляют не одним предложением или абзацем, а первыми несколькими страницами.

«Горький» опубликовал отрывок из свежепереведенного сборника эссе Кинга «Секретные окна» (опубликованного еще в 2000 году — долго же его переводили). В отрывке Кинг рассказывает, как пытался собрать для сына свои самые удачные первые фразы («шлюшки») — и выяснил, что их не так уж много.

Думаю, если бы мне пришлось выбирать любимую первую фразу из моих собственных книг — и все равно это не лучшая «шлюшка», уж поверьте мне на слово, — я бы выбрал начало «Жребия Салема». «Многие принимали мужчину и мальчика за отца с сыном» [Перевод В. Антонова]. Я знаю, что она чуточку лучше всех остальных, потому что мне не пришлось открывать книгу, чтобы ее вспомнить.

Тут же Кинг перечисляет самые цепляющие фразы, которые он смог отыскать в книгах из своей библиотеки. Вот мой фаворит:

«Меня выкинули из грузовика с сеном около полудня» [Перевод А. Васильева]. Джеймс Кейн «Почтальон всегда звонит дважды».

Ну а я вспомнил «Код бестселлера», в котором филологи из Университета Колумбии с помощью нейросети пытались понять, чем бестселлер отличается от небестселлера (я ее частично пересказывал, например, вот тут: https://t.me/bookngrill/364)

так вот, там упоминаются черты хорошей первой фразы:

— Первая строчка текста уже содержит в себе зерно конфликта истории и одновременно цепляет (Окончательное и бесповоротное решение стать адвокатом я принял, когда осознал, что мой отец адвокатскую братию на дух не переносит. (Д. Гришем "Золотой дождь»)

— Наличие уверенного заявления/голоса рассказчика (Секрет в том, как умереть. (Д. Браун, "Утраченный символ»)

Причем у Кинга самого все с этим в порядке. Посмотрите на «Сияние»:

"Разглагольствующий хрен-недомерок", - подумал Джек Торренс. (Стивен Кинг, "Сияние»)

Уже по первой фразе мы видим характер Торренса: он себялюбив, горд, но при этом скрытен (не зря "подумал", а не "сказал"). Интересно и то, что "разглагольствующий" соседствует с просторечным "хрен" - значит, Торренс прилично образован, но при этом не чурается ругательств. Образ Джека Торренса раздваивается, и внутренний конфликт Торренса станет одним из двигателей сюжета.

Хорошего дня.

https://gorky.media/fragments/kak-podtsepit-chitatelya/

Как подцепить читателя

Фрагмент сборника эссе Стивена Кинга «Секретные окна»
| «Горький»