Literature is our type of revolution.

SoundCloud: https://soundcloud.com/bookngrill

ВК: https://vk.com/bookngrill

Мои короткие истории и упражнения @chickenchicken

Вопросы, отзывы, предложения @bookngriller

Сейчас на круглом столе в рамках фестиваля "ВЖЫвую" призвал литературных блогероев больше писать о современной поэзии и сборниках актуальных поэтов, которые они читают. Таким образом не-коммерческие поэты станут все известнее читателю. Особенно если вомещать формат рецензий и освещения поэтических мероприятий.

Но понял, что сам прямо сейчас этому призыву не следую.

Вопрос: вам было бы интересно читать в "Книги жарь" про поэзию?

Обсудили с коллегами из МГУ вопросы преподавания креативного письма, и я еще подробнее напишу, но с присутствовавшей на встрече Евгенией Вежлян обсудили методы преподавания в будущей программе ММУ. Выяснилось интересное: поскольку читательские практики курса будут направлены на выявление новаторских текстов в литературе, то и в практическом поле студентов будут просить не изобретать изначально новое (как я предположил по итогам вчерашней встречи), а, извлекая из готового произведения формульной литературы собственно формулу, попытаться как-нибудь подорвать ее изнутри. Допустим, взять Кинга, разобрать его, условно, на болтики, а потом сделать по-своему так, чтобы читалось жутко.

И вот это действительно работающий метод обучения.

Главное, все же, не торопиться с прорывами, а готовить их постепенно, но думаю, у авторов курса это получится.

Бине гениален, потому что под видом детектива решил написать книжку о том, зачем в мире беспилотников и шпионских сетей нужны гуманитарные науки.

Длинный список номинации «Современная русская проза» премии «Ясная поляна». В списке недостает номера 43 — романа «Голомяное пламя» Дмитрия Новикова

Такой обзор русского художественного мейнстрима. Много жанра, что хорошо. Больше сказать пока нечего, нужно ждать шорт

#новости_жарь

Samsung вместе с Tolstoy.Digital придумали приложение, которое позволит читать классические пьесы в формате чата. Представить обещают на следующей неделе.

На специальной инфографике можно будет отслеживать связи между героями. Еще будут комментарии, которые позволят понять, о чем говорят герои (объективно не все реплики героев XIX века можно понять адекватно, особенно что касается деталей быта)

Звучит интересно, посмотрим, как будет работать в реальности.

#новости_жарь

| Forwarded from Vox medii aevi

​​Сегодня умерла Наталия Ивановна Басовская, специалистка по международным отношениям в Европе Высокого Средневековья и гран-дама популяризации медиевистики.

Светлая память
Без этого человека не было бы ни медиевистики какой мы ее знаем, ни возрождения интереса к культуре средневековья.
Титаны уходят

"Понимаете, все эти курсы писательского мастерства – это прежде всего про технику. А сейчас это уже все не так важно", – примерно такой был посыл. Важнее – читать больше текстов и осваивать новые темы, а упражнения писать о новом все равно не помогут.

И знаете... Может быть, еще полгода назад я бы с этим согласился. Несмотря на то, что сам уже заканчиваю магистратуру, на которой вместе с сокурсниками постигал как раз азы техники – и вышло чертовски эффективно, у коллег по крайней мере.

Но с тех пор у меня появился опыт преподавания на курсах, причем преподавания именно техники.

И как бы сказать... Можно сколь угодно долго критиковать курсы мастерства за то, что они продают иллюзию понимания, что после них студенты думают, что могут написать бестселлер – но, во-первых, хороший преподаватель никогда вам не даст гарантии, что вы напишете бестеселлер, а во-вторых, когда каждую неделю строишь курс на теории плюс упражнениях и реально видишь прогресс в текстах (они лучше структурированны и читать становится интереснее) – возникает вопрос: а с чего мы взяли, что современная теория должна "немного" отличаться, как выразилась Евгения Вежлян?

Спору нет, современные курсы креативного письма должны быть прежде всегоп ро чтение, но с чего мы взяли, что традиционная техника – это минус? Все эти темы про конфликт, про арку персонажа и структуру истории – это прежде всего о том, как легче донести свою мысль до читателя, как научиться точнее и в самых разнообразных формах выражать себя. Понятно, что писать можно и в отрыве от этих азов – но это получится куда эффективнее, если эти азы знать и понимать, держать их в качестве трамплина.

И Сорокин, и Пепперштейн, и Хлебников, и Кржижановский – любой авангардист текста умел работать с традиционной формой. Это не художественный акционизм, который может функционировать в отрыве от живописи.

Понятно, что писатель может научиться этим техникам и самостоятельно. Для этого ему не нужны курсы мастерства.

Но, пардон, если Рэй Брэдбери сам прошел школьную программу, не выбираясь из библиотеки, это не означает, что всем надо срочно позакрывать школы! А как же опыт, который дает коллективная работа над теми самыми упражнениями, которые вызывают у вас такую усмешку?

В результате получается, что "новое" можно родить, когда прочтешь много авангардных текстов, а потом из переработанного читательского опыта попытаешься что-то написать.

Простите, но чаще всего без работы над скучными, но важными сюжетными элементами в этот момент рождается не "новое" и "свежее", а каша, которая не просто не дойдет до своего читателя, но еще его и отвратит.

Надеюсь, я все-таки ошибся, и традиционное преподавание драматургии на программе будет. Завтра спрошу еще об этом Евгению на круглом столе в МГУ.

И важный момент: на программе попытаются сформулировать, что такое литературный менеджмент, и дать писателям представление, что такое работа литературного редактора, агента, издателя. И обещают опыт в поле. Это реально полезные знания, и здорово, что организаторы за это взялись.

Странно еще, что ни слова не прозвучало о жанрах – о фантастике, об историческом романе, о триллере. Такое ощущение, что прерогатива "новизны" – исключительно за актуальной социальной прозой, которая в погоне за тематической новизной часто оказывается дремучей архаикой на уровне языка. Или драматургических приемов.

Вообще говоря, пора отказываться от постоянных попыток сформулировать "новое". Когда формулируешь свое "новое", автоматически как бы заявляешь, что все, что существует вне твоего поля зрения, старое и отмершее. Получается некая дурная иерархия.

Премию НОС пора переименовать в премию СОС, "свежая" словесность, ну или там, "актуальная" словесность. Или "расширяющая" словесность.

Потому что в бешеной гонке за "новым" очень легко упустить тех, кому важнее не новое сказать, а сказать то, что важно.

И совершенно не важно, к какому жанру это нечто будет относиться.