Банька-Парилка
Банька-Парилка
Igor Bannikov

​​«Ван Гог. На пороге вечности» – постимпрессионистский байопик о художнике, снятый художником-неоэкспрессионистом 🎬

За эту роль Уиллем Дефо номинирован на «Оскар» и взять статуэтку ему может помешать разве что Кристиан Бэйл, растолстевший на 20 кг для роли во «Власти».

Вы все итак знаете биографию Винсента Ван Гога или как минимум видели его полотна и потому можете предположить, насколько новаторской была его техника для своего времени… если его работы даже сегодня нравятся далеко не всем приверженцам классической живописи «чтобы люди были похожи на людей». Тогда ценители искусства, привыкшие к реализму, считали его картины уродством, а предложение написать портрет воспринимали скорее с испугом. Но он не унывал и по совету Поля Гогена уехал искать вдохновение и новый свет на юг Франции, где полностью посвятил себя живописи и написал несколько сотен великих полотен. Фильм рассказывает о его творческом расцвете и психологическом упадке, о метаниях, страданиях и невозможности найти общий язык с обществом.

Про Ван Гога снято немало художественных и документальных фильмов и среди них даже есть три достойных: «Жажда жизни» 1956-го с весьма аутентичным Кирком Дугласом, которому не удалось получить «Оскар» за эту роль; «Винсент и Тео» 1990-го, снятый великим режиссером Робертом Олтманом, с не очень аутентичным Тимом Ротом в главной роли; «Ван Гог. С любовью, Винсент», полностью нарисованный масляными красками благодаря стараниям сотни художников. Но при всех плюса и заслугах этих картин, «На пороге вечности» уделывает их одной морщинкой, одним безумным взглядом Уиллема Дефо – он был буквально рожден для роли этого безумного гения. Даже не смотря на то, что в свои 62 года он сыграл Ван Гога, которому было всего 37, в этом не чувствуется никакого диссонанса. За эту роль он заслуженно получил «Кубок Вольпи» на «Венецианском кинофестивале» 2018-го.

Второй важный момент, выгодно отличающий этот байопик – режиссер Джулиан Шнабель, сам являющийся известным художником-неоэкспрессионистом. Вы, например, могли видеть его работу на обложке By the Way, восьмого альбома Red Hot Chili Peppers. В 1996-м он снял «Баскию», великий байопик о граффити-художнике и неоэкспрессионисте Жан-Мишеле Баския, где Дэвид Боуи сыграл Энди Уорхола. Этот фильм произвел на меня огромное впечатление и стал отправной точкой для моего творческого развития и больших успехов в личной жизни. Как художник Шнабель отлично передает переживания своих коллег и, что еще более интересно, он очень изящно работает с кадром: если в «Баскии» это был клиповый монтаж с кучей вставок и визуальных экспериментов, характерный для творчества Жан-Мишеля, то в «На пороге вечности» камера двигается большими импрессионистскими мазками, имитируя быстрые и нервные движения кисти Ван Гога.

Учитывая тему и период жизни главного героя, Шнабель отводит много экранного времени долгим прогулкам по безмятежным пейзажам, снятым в лучших традициях авторского кино: вот камера долго следит со спины за Дефо, бредущим по полю; вот он сходит с ума и обмазывается землей; вот верхушки раскачивающихся деревьев и т.д. Но все это грамотно чередуется с динамичными сценами социализации Ван Гога с помощью ссор с местными жителями, алкогольных трипов и бесед с Гогеном в исполнении по умолчанию шикарного Оскара Айзека.

Если вы хотите посмотреть в этом году хоть один полезный фильм с шикарной актерской игрой и интересной режиссурой, то 7 февраля он будет ждать вас в кинотеатрах.

>> youtu.be/m4hqPNeaC8A

#БанькиныКиношки