Банька-Парилка
Банька-Парилка
Igor Bannikov

​​«Кислота»: как неоднозначный дебют стал одним из трех лучших русских фильмов года 👏

Недавно в прокате появилась молодежная драма режиссера-дебютанта и воспитанника «Гоголь-центра» Александра Горчилина, которую обязательно нужно посмотреть вместе с «Летом» Серебренникова и «Довлатовым» Германа мл., чтобы составить себе правильное представление о текущем состоянии российского кинематографа.

Именно по этой причине мы не берем в счет «Собибор», «Тренера» и прочую патриотичную чепуху. Есть еще, например, «Я худею» и «Непрощенный», но об их заслугах мне трудно размышлять, когда рядом есть такие фильмы. Ну а «Юмориста» Идова я еще не видел. «Кислота» – это далеко не идеальная работа, страдающая от привычных болячек нашего авторского кино, унаследованных от лучших режиссеров страны, включая Серебренникова, главного духовного наставника Горчилина. Но это очень многообещающий и местами вполне изящный дебют, который может стать началом новой (или, как минимум, продолжением старой) традиции русского авторского кинематографа... если Александр отбросит костыли порядком надоевших приемов своих старших коллег и покажет нам свою индивидуальность.

Фильм финансировали и продюсировали взрослые люди, в том числе Нателла Крапивина, музыкальный продюсер Лободы и создатель «Орла и решки», но за содержание отвечали молодые ребята. Поэтому он ожидаемо рассказывает об экзистенциальных метаниях юного поколения и понятной многим из нас проблеме поиска самоидентичности. Саша (Филипп Авдеев), нежный и ранимый тинейджер из богатой семьи, пытающийся писать музыку, из-за трагичных событий в прологе пускается на поиски себя. Его близкий друг Петя (Александр Кузнецов) – представитель семьи бедной – становится косвенной причиной той самой трагедии, которая также толкает его на сомнительные действия разной степени глупости. Думаю, в жизни многих из нас происходило что-то подобное, пускай и в менее кинематографичной форме: все мы в свое время задавались похожими вопросами и не находили себе места из-за отсутствия ответов. Это, наверное, один из главных плюсов фильма, сильно снижающий порог вхождения даже для тех, кто редко сталкивается с авторским кино. Драмы и динамики этой истории добавляет живая операторская работа Ксении Середы – в лучшие моменты камера летает и трясется, нагнетая реализма и волнения, как в большом фестивальном кино.

Но, как бы гармонично Авдеев и Кузнецов ни смотрелись в ролях потерянных подростков, в большинстве их действий прослеживается воля сценариста, а некоторые сцены вроде «Я страшнее вас всех» сыграны как по методичке и сильно отдают театральным перформансом. Безусловно, поклонники ребят могут со мной поспорить, да и Кузнецов иногда дает едва ли не Тома Харди, но это тот случай, когда главным героям логичнее оставаться ближе к реальной жизни и не перетягивать на себя внимание неуместной харизмой. И благодаря этому здесь выгодно выделяются роли второго плана, среди которых есть как минимум одно открытие – Арина Шевцова, она настолько аутентично смотрится в образе школьницы Карины, что я в ее лице спокойно могу представить себе кого-то из наших подписчиков на ютубе. Про появления-вспышки Петра Скворцова я вообще молчу – это лучшие эпизоды фильма, на которые приходится и основная драма и шикарные визионерские решения. Все это отлично показывает, как сильная актерская игра может вытянуть на себе буквально весь фильм, как это было, например, с «Учеником»… и почему Горчилину не стоит стесняться оригинальных художественных приемов.

У меня написан еще целый абзац претензий, среди которых есть завышенные ожидания, оторванность от реальности, излишний драматизм, идейная пустота, смутная мотивация героев, плохое понимание молодежи и т.д., но все это не поместится в один пост. Поэтому закончу на том, что «Кислота» – это: куда более удачный дебют, чем «Холодный фронт» Волобуева; и действительно важное событие для русского кинематографа и «Гоголь-центра» в частности. Поэтому у Горчилина все будет хорошо. В том числе, потому что у него теперь есть хорошая сковородка.