Банька-Парилка
Банька-Парилка
Igor Bannikov

​​Как Хаски «пранканул» всю страну, или Рэперы лезут в совриск 🤡

Вчера неизвестный свесился на альпинистском снаряжении с балкона отеля Ritz Carlton. По красному спортивному костюму знающие быстро поняли, что это Хаски. Так он провисел примерно час, пока его удерживал Маленький Буддист, известный вам по ролику с bollywoodFM. Обоих акционистов доставили в отделение полиции, но быстро отпустили после объяснения причин. Дима называет это творческим самовыражением и говорит, что прямо сейчас «пытается создать некий акт искусства».

11 сентября Хаски очистил инстаграм от старых постов и запустил там мини-кампанию (по продвижению альбома, тура или себя как творца), которая продолжается до сих пор, и уже вышла далеко за рамки соцсетей и фанатского инфопузыря. В первом опубликованном после «очищения» ролике он удалил новый альбом «Евангелие от Собаки», который должен был выйти этой осенью, а во втором разбил компьютер, на котором хранилась информация. Следом он сделал пост с артом обложки, скрином треклиста и объяснением своих действий – там мелькнула фраза, что альбом должен был стать «историей об иисусе в москве 10-х годов». Дальше в сети появился трек «Человек в Интернете» с критикой общества потребления, жадного до сплетен – он заканчивается словами: «Вы убили Иисуса Христа. В мутном небе пустая звезда», что снова отсылает нас к концепции невышедшего альбома.

После этого Дима опубликовал в инсте отрывок из интервью, визуально имитирующего то, что он давал полтора года назад журналу GQ. Там он говорит о жертвоприношении богам. После этого мы все обнаружили его свесившимся с балкона «Ритца», а после на ютубе появилась полная версия фейкового интервью. Там он рассуждает об искусстве, вспоминает венский акционизм и заявляет, что хочет выйти из «компромиссного поля». Он всеми силами противопоставляет свое творчество деятельности рэперов, называет Иисуса кумиром, а себя – «одним из самых сильных лириков вообще», ну и обвиняет человечество в несостоятельности. На этом перфоманс пока что обрывается.

То, что сейчас пытается сделать Хаски, круто по двум причинам. Во-первых, его акция со свисанием сделала соучастниками многих очевидцев и пользователей интернета, заставив их думать – смысл его действий сейчас активно обсуждают в соцсетях. В этом и заключается одна из целей акционизма – другой вопрос, что его акция не несет важного месседжа, а лишь приковывает внимание к его личности. Во-вторых, я не припомню подобных историй в массовой музыкальной культуре нашей страны. Да, есть Павленский, арт-группа «Война», Pussy Riot и богатая история московского акционизма в целом, но вся деятельность этих людей существует за границей массовой музыки и никак не пересекается с молодежными трендами. Хаски же удалось привлечь к своей акции внимание юной аудитории, возможно, даже не знающей значения слова «акционизм». На этом плюсы лично для меня заканчиваются. С остальных сторон одиссея Димы на территорию современного искусства выглядит крайне сомнительно. Меня не покидает ощущение надуманности и мнимой гениальности происходящего, неотъемлемой частью которого является самолюбование. Без идеи и цели все это превращается в обычный квест-загадку по типу тех, что маркетологи придумывают к запуску фильмов и видеоигр. Но главным минусом является то самое отсутствие самоиронии и понимания своего несовершенства, о котором я писал здесь.

В текущем виде арт-проект Хаски сильно напоминает эксперименты блогеров с рэпом – он также сейчас пытается уйти в абсолютно другую плоскость творчества, для гармоничного существования в которой ему пока не хватает опыта. Но я надеюсь, что все это не окажется обычной пиар-компанией, а Дима со временем найдет свое место в мире искусства и сделает действительно сильный проект, которому я буду аплодировать стоя, как инсталляциям Ильи Кабакова.